Управление

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам Читайте полностью...


Основные экономические положения в исламских странах

В 80-е – 90-е годы социальная среда в зоне распространения ислама из-за накопившихся социально-экономических проблем при высоком приросте населения оказалась благоприятной для поиска социальной справедливости на путях «религиозного совершенства». Международные условия, в особенности в их кризисном проявлении, стимулировали создание организаций и группировок, пытавшихся предложить свои пути решения хронических проблем, в том числе, и на основе постулатов религии.

Ни внутренние модели исламской экономики, ни созданные международные специализированные организации в рамках исламского экономического порядка за все годы своей деятельности не улучшили экономическое положение тех мусульманских стран, развитие которых не связано с добычей нефти.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента, а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений, но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья (принципы торгового сотрудничества).

С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман.

Мусульманские организации России самостоятельно контактируют с системой Организации Исламская конференция, Лиги исламского мира, Всемирного исламского конгресса и их организаций. Темпы развития этих связей и их содержание в значительной степени будут зависеть от судьбы нового союзного договора, складывающейся системы горизонтальных связей между республиками.

Чрезвычайно важными для системы взаимоотношений России с мусульманскими странами и их международными организациями являются политика, в основе которой – признание взаимозависимости, целостности и противоречивости современного мира; решение глобальных проблем на основе нового «объема» и «качества» взаимодействия государств и общественно-политических течений, независимо от идеологических и прочих различий; необходимость параллельного движения национального развития и общемирового процесса, их взаимодополнения и взаимообогащения, равноправного сотрудничества и обменов.

Мировая экономика не может быть исламской, христианской, буддистской или иудейской, поскольку она – мировая. Именно взаимосвязанность и целостность мира составляют объективную основу формирования системы мировой экономики.

 
Copyright © 2013 - 2014 - www.financenania.ru