Управление

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам Читайте полностью...


Классификация и область применения методов прогнозирования

Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных за­дач прогнозирования. Возрастание актуальности разработки формальных, в том числе логических процедур, при выборе метода прогнозирования отмечает в своих работах Глущенко В.В. [8,9]. При этом можно указать три основные группы причин, влияющих на необходимость выбора метода прогнозирования.

Первая группа состоит в увеличении числа методов прогнозирова­ния, которое и в перспективе будет возрастать в связи с разнообразием практических задач прогнозирования (в настоящее время число методов прогнозирования приближается к двумстам).

Вторая группа причин заключается в том, что в современных неоп­ределенных условиях (переходный период, экономический кризис) суще­ственно возрастает сложность как самих решаемых задач, так и объектов прогнозирования (создание корпоративных групп, холдингов, объедине­ний и других сложных организационно-производственных структур).

Третья группа причин связана с возрастанием динамичности (под­вижности) рыночной среды, ускорением темпов инновационного процесса. Поэтому на выбор конкретного метода прогнозирования влияют:

• существо проблемы, подлежащей решению;

• динамические характеристики объекта прогнозирования;

• вид и характер информационного обеспечения;

• выбранный период упреждения прогноза (и его соотношение с про­должительностью цикла разработки товара или услуги);

• требования к результатам прогнозирования (точности, надежности и достоверности).

Следует иметь в виду, что названные факторы должны рассматри­ваться в системном единстве.

Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объ­екте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиво­речивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достовер­ность информации).

Первоначально необходимо выделить из числа общеизвестных мето­дов прогнозирования как приемлемые для решения конкретной задачи, так и те, которые применить по тем или иным причинам нельзя. Последние следует исключить из числа рассматриваемых альтернатив.

Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы:

• фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом. Они условно подразделяются на

- статистические, основанные на построении и анализе динамиче­ских рядов, либо на данных случайной выборки;

- аналоговые методы, направленные на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов.

• экспертные (интуитивные) методы используют мнения специали­стов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.

Рис.2.1. Методы экономического прогнозирования.

Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования(рис.2.1).

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы про­гнозирования. Использование комбинированных методов особенно акту­ально для сложных социально-экономических систем, когда при разработ­ке прогноза показателей каждого элемента системы могут быть использо­ваны различные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирова­ние.

Перейти на страницу: 1 2 3

 
Copyright © 2013 - 2014 - www.financenania.ru