Управление

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам Читайте полностью...


Цели, задачи и виды прогнозов

В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие:

• прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неоп­ределенности или случайности;

• объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной системы и внешней среды;

• прогнозирование в большей степени ориентировано на исследова­ние развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный ха­рактер;

• прогнозирование носит информационный, консультативный харак­тер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование но­сит директивный характер;

• при прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью используются более общие расчетные или экспертные нормы [9].

Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планиро­вания, так как включает не только показатели деятельности хозяйствую­щего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся парамет­ры внешней среды.

Основная функция прогноза — обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.

Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной достоверностью. Прогноз на практике - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий [42].

Задачи прогнозирования связаны с тем, что прогноз, помимо анализа возможностей, является основой для разработки стратегии, планирования и управления предприятием. Прогноз должен определять:

- основные технические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения;

- материалы, технологические процессы и оборудование, предназна­ченные для изготовления новой перспективной и традиционной продук­ции;

-ожидаемые объемы производства продукции у конкурентов и по­требность в ней на рынках;

- ожидаемую себестоимость разработки и производства этой продук­ции;

- мощность предприятия, необходимую для разработки и изготовле­ния новой продукции;

- потребность в трудовых ресурсах с учетом изменения их структуры, квалификации и ожидаемого роста производительности труда. Прогноз должен включать:

- краткий анализ развития прогнозируемого направления производ­ства и характеристику его современного состояния;

- выявление перспективных технических и экономических проблем, уже решенных, но не получивших практического применения;

- оценку важности проводящихся исследований, требующих внима­ния и затрат для решения будущих проблем [41].

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким призна­кам:

1) По периоду упреждения (временному охвату):

- оперативные, со сроком до 3-6 месяцев от начала прогноза;

- краткосрочные прогнозы - до 1 года;

- среднесрочные прогнозы - до 5 лет;

- долгосрочные прогнозы - более 5 лет.

Как правило, чем длительней период, на который составляется про­гноз, тем значительней может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых.

В современных условиях, характеризирующихся неустойчивостью внешней среды, использование фиксированного календарного периода для разработки прогнозов часто затрудняет практическое их использование в менеджменте.

В директивной экономике в основном сложилась практика формиро­вания текущих, кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов-программ (со­ответственно на 1 год, 5, 10 и 20 лет). Главным недостатком такого подхо­да является то, что календарный период охватывает различные этапы, от­личающиеся качественными параметрами (например, этапы жизненного цикла товара, разработки месторождений в добывающих отраслях, изме­нения производственной мощности и т.п.). Для обеспечения практического использования прогнозов в условиях нестабильной экономической ситуа­ции в периоде прогнозирования следует выделять различные циклы, эта­пы, фазы развития прогнозируемого объекта. Продолжительность каждого конкретного цикла определяется целевыми установками менеджмента, особенностями объекта прогнозирования (сложной хозяйственной системы или ее подсистем), требованиями к оперативности принимаемых управ­ленческих решений и т.п. При таком подходе прогнозы непосредственно, а не через календарный период, становятся связанным с реальными эконо­мическими процессами [9].

2) В сфере управления народным хозяйством в зависимости от ха­рактерных особенностей объекта прогнозирования прогнозы условно делят на:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 
Copyright © 2013 - 2014 - www.financenania.ru